Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Как прокормиться

ЗАВОДСКАЯ СТОЛОВАЯ

В Сарс мы приехали осенью, поэтому у нас свой картошки-капусты не было. Обедать ходили в заводскую столовую.

И выменивали что-нибудь в деревне.
Единственный нерабочий человек был Володенька. Мама брала Володеньку с собоц его с собой в итеэровскую столовую. И делилась с ним своим обедом. Итеэров там лучше кормили. Они же в обе смены работали!
Мы тоже туда ходили обедать. Надо было ложки иметь свои. Давали суп с галушками. Три-четыре галушки плавали в тарелке, а уж из чего был бульон, неизвестно. Я весной приносила в столовую дикий зеленый лук, целый пучок, и крошила в этот суп. Получался не суп, а «луковый салат», с «бульоном» вместо сметаны. Потом целый день от меня таким луком несло, что ужас. Но ничего не поделаешь. В столовую ходили не все, а только те, кто там работал. Одного раза такого супу на весь день – мало. Поэтому заводское начальство разрешало нам брать лошадь, чтобы ездить в деревню и там менять что-нибудь на еду.

МЕНОВАЯ ТОРГОВЛЯ
Сначала мы меняли "лишнюю одежду". Например, если у тебя три рубашки - то можно одну и сменять. Если только две - отдать одну из них труднее, потому что пока одну стираешь и она долго сохнет - в чем-то надо ходить. Потом лишние одежки кончились. И тогда завод дал нам товар для обмена: спирт и соль. Со спиртом все ясно, это обычная валюта. А соль? На заводе соль была сырьем для варки стекла, лежала в мешках и измерялась десятками и сотнями килограмм. А в деревнях и деревенских магазинах соли не было совсем. Ну, один раз можно не посолить, второй. А когда соли нет совсем - это очень плохо. Местные колхозники меняли соль на масло, «баш на баш». Очень было стыдно так менять - а что делать?

Спирт мы разводили водой, чтоб получилось 40 градусов. Это было целое дело. Оказалось, что если смешать 500 кубиков воды и 500 кубиков спирта - то смеси получается вовсе не 1000! А всего, не помню, например 950. Скажешь - вот еще новости! Как это может быть? А очень просто. Это то же самое, что мамина работа, которую она мне объясняла еще в Изюме. У воды и у спирта молекулы разные по размеру. Поэтому маленькие молекулы воды просовываются в свободное пространство между большими молекулами спирта. Доливали воды и водка нашего производства получалась 45 градусов.

Потом надо было сделать так, чтоб наша самодельная водка выглядела как настоящая, магазинная. Ну, этикеток взять было негде - а горлышко мы заливали сургучом и прижимали пятачком - той стороной, где герб.

Как-то все это нехорошо, но приходится так делать, хоть и чувствуешь, что нехорошо. Дважды нехорошо. Второй раз потому, что понимаешь, а все равно делаешь.

А теперь - про коней. С ними тоже не просто. Вот помню, дали нам с Сережей лошадь, запряженную в сани. Зима, мороз, ночь, тьма. Нагрузили товар ("лишние одёжки"), покидали мешки для картошки. Поехали. Выезжаем на дорогу. В деревню ехать - надо свернуть налево, а на конюшню - направо. И вот коняга наша, в своем праведном гневе за лишнюю неурочную работу, закусила удила и - направо, на конюшню! Вскачь! Санки на повороте отцепились, мы вылетели вместе с ними в сугроб, а лошадка с передком - что есть силы, галопом, домой. Пришлось самим эти сани на конюшню тащить. Недалеко, километр всего. Никуда уже не поехали.

Другие были приключения. Как-то раз мы с Сережей благополучно доехали до деревни, наменяли картошки несколько мешков, возвращаемся. А ночь, а метель! Всё замело, заровняло. Дороги не видно. Мы понадеялись, что лошадь дорогу знает - а она тоже сбилась с пути. Может быть, направление она выбрала правильное, а уж дорогу увидеть под снегом – это и лошадь не может. Едем по каким-то буграм и ухабам. Сани наклонились и мешки наши вывалились. Пришлось перепрягать, снова мешки на сани взваливать - а они не легонькие, надо сказать. А мы, как и лошадь, тоже после рабочего дня. Прознали бы про нас волки - нам бы не убежать. Но обошлось.

СЕЛЬ-ХОЗ
На следующий год решили картошки и овощей вырастить, чтоб хватило. Это дело весеннее. Экзамены в школе сами по себе, а посевную не отложишь. Это уральский край, лето короткое. Завод помог своим сотрудникам. Трактором вспахали большой кусок целины. Выделили каждой семье, сколько она попросила. Сколько сможет осилить и сколько картошки надо на семью. Нас 11 душ. Мы взяли 35 соток. Это, примерно, 60 на 60 метров.

Вспахано трактором – это не значит, что земля готова для посадки. Это комья целины, проросшие корнями кустов и разного бурьяна. Надо было граблями эти корни повытаскивать, комья разбить лопатами, еще раз «вспахать». Это была наша, старших, работа. Не то что на заводе. Тут так намахаешься, что всё болит. Руки-ноги, спина. На ладонях пузыри. Юра-Сережа - мужчины, они сильные, ну а я – старшая, значит тоже не слабачка. Посадить картошку – это была наша задача, от начала до конца. И наша гордость. Родители даже не знали, где наша земля.
Чтобы изучить огородное, картофельно-овощное дело, взяли мы брошюрки в библиотеке, изучаем. Какие удобрения, как сажать, когда окучивать. Баба Дуня посмеивается:
- Уставы-ти читаете? Нешто сами не знаете?
Наконец, поле готово. Картошку семенную на базаре купили, Мама дает нам инструкцию, как организовать посадку.
- Впереди идет старший, например, Юра, и делает лунку. За ним идут младшие, один кладет в эту лунку навоз. Другой – золу. Последний кладет картошину, глазками вверх. И так до конца участка. Следом делаете второй ряд. Там второй старший, например, Сережа, делает лунку. А землю бросает не куда попало, а в ту лунку первого ряда, где уже лежат и навоз, и зола, и картошина. И так далее. Поняли? Действуйте.

Наша мама – лучший в мире организатор трудового процесса!

Купили мешок картошки. Самые большие картошины режем пополам. Та часть, где глазки – на посадку. Нижнюю часть экономим на еду. Картошины поменьше кладем целиком. Готово!
Но остановиться не можем. Сережа говорит:
- Опять, что ли одну картошку есть? А витамины как же?
- Капусту надо!
- Её надо где-нибудь около речки, чтобы поливать!
- И поближе к дому.
А наш дом – у речки. Нашли подходящее место. Тоже никогда не копаное. Дёрн. Одолели три сотки. Морковь посеяли рядками, капустную рассаду купили, посадили. И даже немножко редиски. Она быстро растет!

Урожай получился замечательный. Целина ведь!

Стали картошку выкапывать и домой носить. Пару раз сходили. Но далеко и тяжело. До поля ведь километра два! И, главное, картошки так много, ужас! три тонны! Опять завод помог. Развезли урожай по домам и домашняя работа началась. Тут баба Дуня командовала. Картошку перебрали, просушили и в погреб переместили. Капусту порубили и теперь у нас две большие бочки квашеной капусты. С морковкой и с яблоками.
Вкуснота! Витамины!

КАРТОШКА И ЛЫСЕНКО
Вроде бы хватит уже про картошку, но не могу удержаться. В лето 1944 возник Лысенко. Стал всем голову морочить своими открытиями, в том числе и про картошку. Что надо картошку экономить и в землю сажать почти одни глазки. Народ деревенский конечно даже не обратил внимания на это. И даже местные власти наши поняли, что нечего головы морочить. Всю посевную в колхозах провели как всегда. Ну, а мы же дети ученых! Мы решили провести опыт. Два варианта. Один – выращивали картофельную рассаду из глазков, в ящиках, чтобы потом пересадит в поле. Второй – вскопали отдельное небольшое поле, одну сотку, и посадили вот такие маленькие верхушечки.
И что? Ясно, что. Рассада в ящиках была хиленькая, тоненькая. Если два дня не поливать – желтеет и пропадает. Про картошины там и речи не было. А в отдельном поле картошины все-таки выросли, но размером с орех, две-три на каждом хилом кустике.

Как такие безграмотные Лысенки в академики попадают? Представляете, что бы случилось, кабы его послушались. Ну, одно семейство еще ладно. А если по всей стране?

<< ВДОГОНКУ ЗА ПАПОЙMarie Arrowshmit В КУЗБАССЕ >>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация