Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

ИО.ИО. В ПЕТЕРБУРГЕ

ДОРОГА В БУДУЩЕЕ
Мы так спокойно говорим: "отправили его в Ранненбург". Это не очень далеко. 200 км с хвостиком всего. -"Часа два с небольшим, если на машине", обещает нам GOOGLE. Да, ясное дело, если сейчас, если на хорошей машине и по приличной дороге, где можно 100км/час. Тогда два часа с хвостиком.

"...Отправили его в Петербург".
"А ведь это не близко, До Петербурга 1100 км. Год 1857. Железные дороги начали строить только в середине 1860-тых. Значит, конной тягой. Спросить бы знающего человека, как это происходило. Кого спросить? Ясно, кого. Пушкина.

В это время между городами уже курсировал общественный транспорт. Однажды Пушкин имел несчастье воспользоваться личным транспортом. «Не решившись скакать на перекладных, я купил тогда дешевую коляску и с одним слугою отправился в путь. ... Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый».
Прикинем: "тащился" он по 110 верст в день. Очевидно, с остановками для поесть, попить, сменить лошадей, починить проклятую коляску. Поспать.

В следующий раз Пушкин доверился дилижансу. «Я записался в конторе поспешных дилижансов (которые показались мне спокойнее прежних почтовых карет) и 15 октября в десять часов утра выехал из Тверской заставы..... Дилижанс ехал двое с половиной суток.» Видимо, день и ночь?

Царские особы, как и прежде, доезжали намного быстрее. В декабре 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов. В Москве его не ожидали. Во дворце не было ни одной топленой комнаты. Он не мог добиться чашки чаю».

Это дорога - между столицами. А наш Ио.Ио. ехал дольше: не от Москвы, а от Раненбурга или от Демкина, это не 660, а 1100 км. Дилижанс вряд ли смог доехать быстрее, чем суток за пять. Сколько же времени ехал наш Ио.Ио.? Будем думать, неделю, около того.

ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Итак, Ио.Ио. прибыл в столицу. Он - студент С.Петербургской духовной академии. Четыре года продолжается курс обучения в этом церковном ВУЗе. Мы не знаем ничего о том, что еще наполняло его жизнь в это время.
[url=http://media.wix.com/ugd/c2c896_dbc75f1a5bdc44999aac613f59aa0348.pdf]
Из "Библиографического Словаря 1814-1869, студентов первых 28-ми курсов С.Петербургской духовной академии"[/url], составленного Алексием Родосским,
известно, что "здесь он получил высшее духовное образование в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Магистерское сочинение писал на тему: «История истолкования Св.Писания в первых пяти веках Христианства». Выпущен был как 4-й магистр XXIV курса (1857-1861).

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ БЛАГОВЕЩЕНИЯ
Жизнь Ио.Ио. в Петербурге связана с церковью на Васильевском о-ве. Она подробно описана в книгах:
"Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Васильевском острове". Санкт-Петербург, 2001.
и "Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове. 250 лет". – Санкт-Петербург, 2012.
А также на сайте церкви: http://hramblag.spb.ru/history. Раньше на месте этого храма находилась богадельня для престарелых и убогих. По указу Сената от 29 мая 1733 года здесь было начато строительство церкви.

Сначала построили временную деревянную, о чем было доложено в Синод в мае 1741 г. Каменная церковь была заложена 17 марта 1741 г. Автор ее (как свидетельствуют косвенные данные) был Джузеппе Трезини. Строительство началось в 1749. Строилась она «без поспешности». Но уже в 1762 году первый этаж был готов и освящен, так что деревянную временную в 1763 разобрали. Строительство продолжалось. Колокольня, самая высокая на Васильевском о-ве (42 метра) было окончена в 1780. В 1790-х годах продолжается расширение храма, и только в 1806 строительство закончено.

В 1844 году на этой территории был создан женский монастырь, Но вскоре монастырь перевели в более тихое место у Московской заставы, а церковь Благовещенья возвращена прежним прихожанам Васильевского острова. Находится она по соседству с Университетом. Прихожанами этого храма были многие видные личности того времени, в том числе Тредиаковский и Ломоносов.

Во время наводнения 1824 года Церковь тоже пострадала. Вода поднялась очень высоко. На здании Академии наук сохраняется отметка уровня воды.

ДЕЛА ЦЕРКОВНЫЕ и СЕМЕЙНЫЕ
В 1961 г. умер священник церкви Благовещения, Симеон Румянцев. Вот что говорит о нем "Клировая Ведомость", в 1860, за год до его смерти.(См. "Архив С.М. Румянцева"):
Окончил в 1937 году семинарию и в 1838 посвящен в дьяконы. через 8 лет - в священники церкви Благовещенья. Награждался скуфьею, набедренником, камилавкою.

На место покойного Румянцева назначен был Ио.Ио. Вот какие тут были обстоятельства.

В семействе Румянцева остались:
вдова Александра Андреевна 39 лет.
Дети? которые жили при родителях:
Владимир - 19 лет.
Василий – 17 лет.
Екатерина 16 лет
Варвара 14 лет.

Обычно по смерти священника его замещал сын или зять. В XIX веке поповичи начали уходить из духовного сословия, составляя массу российского образованного класса. Начинается новое веяние в столицах. Сыновья Семена Румянцева - столичные, и хотя они того же поколения, что и Иоанн Иоаннович, но уже следуют прогрессу. Старший из Семеновичей, Владимир Румянцев, просто "уволился в светское сословие", младший, Василий Румянцев, в свои 17 лет уже "обучается в медико-хирургической академии". Забегая вперед, скажу, что имя Василия Семеновича Румянцева попадалось несколько раз в качестве фельдшера, на страницах адресной книги "Весь СПбург".

Ио.Ио. принимает под опеку семью покойного Румянцева, женится на 16-летней Екатерине Семеновне, и получает свою должность как выпускник Духовной Академии и как зять умершего священника.

В делах семейных Ио.Ио. держится своих древних надежных провинциальных правил. Мужьёв дочерям назначает сам. У старших, Ольги и Анны - это священники. Мужья младших дочерей уже не священники, но все же поповичи, и все делается по договоренностям с их отцами. Дочерей не спрашивают. Отцы лучше знают как надо.
А с сыновьями не так просто. Все они ушли из духовного сословия.

СЛУЖЕНИЕ
С 1861 года Иоанн Иоаннович – священник Благовещенской церкви, в которой он служил всю жизнь, долее полувека, с 1861 и до 1915 года. Сведения о нем находим в находим в адресной книге "Весь Спб", в архиве ЦГИА СПб, (Псковская, 18), в фонде Петроградской Духовной Консистории, среди Клировых ведомостей Девятого Столичного Округа, в послужном списке Ио.Ио. Демкина 1912 года.

Устройство приютов, дешевых квартир, обеспечение жильем В Петербурге всегда было много приютов, но они были переполнены, очередь длилась несколько лет. В 1873 г., по предложению попечителя Н.Я.Боронина, была открыта бесплатная квартира на 18 бедных женщин. В следующем году прихожанин Г.М. Похонин пожертвовал 4 тыс. рублей на строительство дома для приходских бедных. Живший в приходе архитектор Карл Вербицкий составил план и взял на себя наблюдение за строительством дома. Кто пожертвовал деньгами, кто работами, кто материалами, кто их доставкой. Так устроился приличный двухэтажный дом. Усилиями всего прихода, в том числе братьев Елисеевых, в 1883 году был выстроен второй дом, к 1889 г. третий. Наблюдение за строительством вели г-н Вербицкий и протоиерей И.И.Демкин.

В конце века на пожертвование Н.Я.Боронина и завещанные церкви средства от прихожанина Г.М.Похонина был выстроен дом для старческого приюта на 41 лицо, и на устроение приюта для 35 девочек. Средства предназначались на помещение, стол, одежду и обувь, обучение их грамоте, чтению, Закону Божьему и арифметике, а также шить, вязать, стирать, гладить, готовить кушанье, петь в хоре. Попечитель К.И.Христофоров снимал им дачу, возил на елку, в театр. При выходе детей из приюта им выдавалась помощь.

В 1862 году, по случаю столетия церкви и памятуя о существовавшей на этом месте богадельни, решено было открыть при храме одно из первых в России, а впоследствии - значительнейшее в столице "Общество воспоможения приходским бедным". Устав был написан священником той же церкви Н.Н.Делицыным и 12 октября 1862 года и утвержден митрополитом. Совет попечителей общества избирается на три года. Попечители (их бывало до сорока) указывают бедных своего участка, назначают вид помощи и Совет утверждает помощь. Отчеты делаются каждый месяц. Годовой отчет представляется в Министерство Внутренних Дел. В это время молодой отец Иоанн только начал служить в этой церкви. Он принял в работе общества самое живейшее участие и продолжал его всю жизнь. С 1898 (или с 1897?) был его председателем.

Первые 10 лет общество из средств жертвователей выдавало бедным пособия и оплачивало обучение детей в различных школах и мастерских. В 1868, 1873, 1891 гг. проводились сборы пожертвований голодающим, пострадавшим от неурожая. В 1873 году была открыта бесплатная квартира на 18 человек престарелых. В 1974 было решено на территории церкви построить приют. Дом строился на пожертвования. В этом каменном двухэтажном здании были дешевые квартиры, приют для престарелых и приют для детей. В 1883 был построен (на 30 тыс рублей, завещанных купцом Тимофеевым), новый приют. Согласно желанию завещателя, в нем был приют для девочек и школа. В 1888 году, в память о спасении царской семьи при крушении поезда, решили построить еще один дом. В момент начала строительства денег было всего 1000 рублей, но едва оно началось, как стали поступать пожертвования, кто столько мог, от 100 рублей до 25 тысяч.

Содействие просвещению осуществлялось через одноклассную приходскую школу, библиотеку, бесплатное распространение книг и брошюр, через любительский хор. В 1909 г. певцы обучались по нотам регентом Д.Ф.Яковлевым, отцом диаконом А.В.Васильевским и псаломщиком М.И.Преображенским.

Ио.Ио. назначен производить судебные следствия.

Он член комиссии, заведовавшей церковно-приходской школой.

1901 г. в приходе появился кружок трезвенников. За 12 лет в кружок записалось более 14 тысяч человек. Протоиереем И.И.Демкиным было предложено чтение о воздержании от опьяняющих напитков и пагубных последствиях пьянства. Оно было напечатано и выдавалось всем.

С 7 марта 1890 г. он назначен настоятелем Благовещенской Церкви.

Он состоит членом комиссии заведующей церковно-приходской школой при Благовещенской Церкви. 25 марта 1881 г. к 20-летию служения, произведен в сан протоиерея.


В 1867 и 1880 получал благодарности за катехизические беседы. Он получил много награждений: "За полезные и усердные труды награжден скуфьею, набедренником, камилавкою, палицею, наперстным крестом, митрою". Нам уже вряд ли понять, что это такое. Повидимому, часть из них получали почти все священники. Но были и более серьёзные награды:
В 1891 году Императорское Православное Поместнинское Общество избрало его в пожизненные действительные члены и выдало диплом и специальный знак для ношения на шее.
В 1896 он пожалован серебряною медалью на Александровской ленте для ношения на груди в «Память Царствования Императора Александра III».
Три ордена Святой Анны и три – Святого Владимира означали высокое признание его заслуг.

Удивительно было узнать, что он был пожалован в потомственные дворяне. Священник – дворянин? Оказывается, это возможно, хотя и очень редко, и видимо, очень почетно.

В числе важных его заслуг - организация помощи голодающим. Не хочется, а поневоле приходится вспомнить, что в 1921 году активисты Комитета Помощи Голодающим (Помгол) не только не были награждены большевиками, но их арестовали и приговорили к РАССТРЕЛУ за такую деятельность! Могу назвать имена по крайней мере двух из них: Это Екатерина Дмитриевна Кускова, одна из видных либеральных публицистов и Сергей Николаевич Прокопович, известный марксист-экономист и член Временного правительства. Их, и всю группу Помгол спасло только вмешательство Нансена. [См. М.Шишкин, Русские в Швейцарии", стр. 162]

НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ
В 1858 году здесь произошло исключительное событие. «Северная пчела» пишет 23 января 1858 года:
21 января в церкви Благовещения на Васильевском острову принял крещение японец, известный по изданию японского словаря. В отечестве он был монахом, пристал к посольству графа Путятина в качестве учителя японского языка, согласился ехать в Россию. Попал вместе с русскими в плен к англичанам. Впоследствии они возвратились кругом света в Петербург. Японец принял наше подданство, научился говорить по-русски. Он хорошо знает свой язык, бойко пишет по-китайски, знает литературу своего отечества и вообще любознателен. При возникающих теперь наших отношениях с Японией было бы полезно учредить при Университете кафедру японского языка.

Неудивительно поэтому, что наш прадедушка включился в деятельность по развитию православия в Японии. Он награждался "за ревность к пользам миссионерского дела в Японии". Известно его письмо преосвященному Тихону о содействии к пополнению средств на миссионерство в Японии (Саратовские епархиальные ведомости. – 1874. – 16 дек. (№24). – С. 702-705).

Миссионер, святитель Николай Японcкий встретился с Иоанном Иоанновичем после многолетнего пребывания в Японии. Вот отрывок из его дневника:

24 сентября 1879. Понедельник.
.... Часов до 7 вечера потом провел время у Ив. Ив. Дёмкина. Был с ним в церкви на вечерни; понравились очень маленькие приделы - с одною дверью - северною в обоих. В Японии в маленьких церквах нужно будет подражать; и иконостас занимает весьма мало места: цар. вр. дверь иконы.

Показывал он потом свою богадельню: старушки и дети, бывшие бесприютными, живут совершенно счастливо; дети ходят в училище. На втором этаже дешевые квартиры: за 2 руб. в месяц две жилицы вместе имеют просторную теплую комнату. В кухни проведена вода. Со временем имеется в виду отдать 2-й этаж бесприютным, бесплатно. Совершенно в духе первых времен христианства, Церковь призирает своих вдов и сирот. В подражание Благовещенской богадельне теперь во всех петербургских церквах заводят такие же. Замечателен великолепный образ святителя Тихона в богадельне: когда Ив. Ив. Дёмкин был очень болен ревматизмом, один прихожанин дал обет построить этот образ и киот, если он выздоровеет. Вот так любят дети духовные своего пастыря и молятся о нем! Началась богадельня постройкой - почти без денег; главный возбудитель и осуществитель доброго приходского дела о. Иоанн Дёмкин. Образцовый пастырь он; вечно - по требам и церковным делам; и всякого приходящего звать его на дело - встречает с такою любовью, каким бы делом ни занят был или как бы ни был уставши в то время: "кого Бог дал там?", или: "а вот Господь и еще посылает дело", только и слышатся его слова. Побольше бы таких пастырей!

.

В 1911 г. был открыт подписной лист добровольных пожертвований средств и материалов для ремонта храма. На собранные средства сделали внутренний и внешний ремонт, исправили полы, поставили калориферы, позолотили иконостасы, посеребрили подсвечники и лампады, старые электропровода заменили на новые.

25-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ИО.ИО. ДЕМКИНА
В 24 ноября 1886 г. отмечался 25-летний юбилей служения Иоанна Иоанновича. Юбилей отмечался очень торжественно. Была выпущена книжка с описанием этого торжества: [url=http://media.wix.com/ugd/c2c896_4be25f51df7544ab8bad0da2aca3ca57.pdf].
Двадцатипятилетие священства при Благовещенской Васильеостровской церкви, протоиерея Иоанна Иоанновича Демкина[/url]. 1861 24/XI 1886. – СПб.: тип. Ф. Елеонского и К°, 1886.

Книжка о 32 страницах, с речами и поздравительными телеграммами и описанием разного рода подарков, от драгоценного наперсного креста до вышитых полотенец и табуретов собственного изготовления. Вот отрывочек из этого описания:
"...После чаю и закуски предложен был обед, сервированый более чем на сто персон. Обед прошел весьма оживленно среди тостов, речей, пения певчими духовных концертов и чтения поздравительных писем и телеграмм, во множестве полученных из разных мест и от разных лиц".

Поздравительная речь В.М.Ведрова была научным докладом о развитии благотворительности от язычества до наших дней. Этот текст легко найти в сайте ленинской библиотеки в разделе документов свободного доступа. В.М.Ведров приводил примеры из Плиния, Цицерона и Тацита о благотворительных деяниях Епаминоида, Кимона, Биаса и других известных лиц древности. И только христианство возвело благотворительность на первое место в нравственном мире.

Надо сказать, что все речи и ответы Иоанна Иоанновича поражают непривычной в наше время теплотой и искренностью.

ЗАГЛЯНЕМ В ЭКОНОМИКУ
Жалование Ио.Ио. не получает, а получает % кружечного сбора, 1875 рублей, % с причтового капитала и от арендных статей за поминовение усопших, 887 рублей (это в год). Для сравнения вспомним, что обучение в Университете стоило 50 рублей в год, обучение в гимназии 30 рублей, одновременно учились несколько детей. Так что сыновьям в Университете приходилось просить стипендию и освобождения от уплаты.


В личном деле Ио.Ио. стандартные вопросы:
Был ли в походах против неприятеля – нет
Подвергался ли взысканиям – нет
Недвижимого имущества – нет. (а справочник, начиная с 1907, упоминает домовладение по улице Викторской дом 4.).

Выясняем. В архиве кредитного общества имеется архивное Дело которое датируется 1905-1913 гг. Оказалось, что дом 4 - это и не дом вовсе, а "п.м.", пустопорожнее место, на котором дома - нет. Ио.Ио. купил этот участок и тут же его заложил. А выкупил только в 1913. После смерти Ио.Ио. (в 1916) году участок наследовал его сын Иван Иванович 2-й, мировой судья, отец Лидии Ивановны. Как мы понимаем, не долго осталось участку быть собственностью Демкина.

Участок этот, 180 кв.саженей (то есть семь соток) на Крестовском о-ве находился между примерно параллельными Морским и Константиновским проспектом, а там - между поперечных Еленинской и Владимирской, (которая стала теперь Гребной), Улица Викторская проходила параллельно Морскому. Она не существует более. На этом месте сейчас раскинулся жилой комплекс "Зеленый остров".

Жил он при церкви, ВО 7-я линия 70 кв 4 до самой кончины. Там находили приют и внуки его, Ивановичи, когда пришлось им уехать из Таллина и-за начавшейся германской войны.

Жена Ио.Ио. матушка Екатерина Семеновна умерла 48 лет от какой-то тяжелой хронической болезни. Дом держался на дочерях. После их замужества старик остался один. Тогда сын его Михаил Иванович, со всем своим многочисленным семейством переселился к отцу и жил с ним до самой его кончины.

Ио.Ио. повезло умереть в 1916 году. Он не узнал ни революции, ни репрессий. Репресии догнали его уже после смерти. Могила его была уничтожена вместе с частью Смоленского кладбища. Говорили, что могильные камни пошли на отделку станций метро.

<< Сергей Гл.: КОГДА Я БЫЛ МАЛЕНЬКИМСВЯЩЕННИКИ В СЕЛЕ ДЕМКИНО>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация