Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

2. НАЧАЛО

Начало общественной жизни Вани отмечено групповой фотографией.Иван стоит с краю, он еще новичок в этой компании. Фуражка лихо набекрень. На лице живой интерес и предвкушение, почти озорная готовность к будущему - которое своими руками.... Запомним это лицо, его выражение - потом оно изменится, отражая следующий этап его жизни. Большинство - такие же как он мальчишки .Только несколько человек - взрослые. В центре – высокий блондин а белой рубашке. Он появляется потом, вместе с Иваном, на других групповых фотографиях, вятского комсомольского периода. Может, это Костерин, один из руководителей уездного, а позже губернского масштаба. Подпись Костерина стоит на некоторых важных документах, касающихся Ивана.
Повидимому, это съезд Союза учащейся молодежи. осень 1917 или весна 1918. Группа снята около фундаментального здания, невидимому, собора. Где это? Не знаю. Над группой возвышается нечто — похоже, что хоругвь наскоро переделывали в фигуру революционной символики. Но не успели закончить.

Видно, что этот съезд – важное событие, начало общественной жизни моего отца.

1917-1918
Итак, до Яранска дошли волны революции, город закипел: митинги, собрания, демонстрации. Игнат Захарович потерял все: и не только лавку – в начале 1918 реквизовали его дом. Любимый сын Иван весь был захвачен новыми веяниями и оказался в стане ненавистных революционеров. Не каждый рожден такое перенесть. Игнат Захарович проклял сына, отрекся от него, и до самой войны 1941 они не встречались и не переписывались.
Осенью 1917 Иван начал было учиться в 5 классе гимназии, ставшей Советской Трудовой школой 2-й ступени. Но весной 1918 школу бросил. В автобиографии отец пишет, что из гимназии его исключили за непосещение уроков закона божьего. Уже шел 1918, а еще такие строгости насчет закона божьего...
Кругом бурлила новая жизнь и Иван не мог оставаться в стороне. С головой ушел в новую жизнь. В культурно-просветительскую работу. Был библиотекарем в гимназической библиотеке, в учительской, потом в детской, в сельской. После того, как порвал с отцом, даже жил некоторое время в библиотеке. Именно любовь к книге определила первые шаги его самостоятельной жизни.
В конце 1918 года, в 16 лет, он уже библиотекарь Яранской Центральной библиотеки.
В своей автобиографии отец написал, что вступил в комсомол в 1919 году. Но из статьи Богатырева выясняются неожиданные для меня подробности. Оказывается, не в 1919, а еще в 1918, 21 октября, яранская молодежь собралась в кинотеатре «Прогресс» , чтобы создать молодежную организацию.
(Думаю, это то здание, в котором до революции был театр, потом оно стало называться клубом, и называлось так, по крайней мере, в 1921, а, может быть, и позднее. Мы встретимся с Иваном в этом здании в мае 1921. Кинотеатром «Прогресс», думаю, он стал позже. )
Назвали организацию «Социалистический союз молодежи» и Иван был первым, кто вступил в нее. Спустя почти год, летом 1919 эта организация стала комсомолом.
Василий Клюкин , который очень тщательно занимался историей комсомола и защитил об этом диссертацию, рассказывал мне, что он нашел в Яранском музее протокол собрания яранской ячейки комсомола, в самом начале 1919. Там написано, что Иван Халтурин:
«водил компанию с анархистами, а последнее время, к сожалению, (!) стал склоняться к коммунистам».
Знать, не очень-то просто было найти свой путь в кипящем котле политических страстей 1918-1919 годов!
Но все же Иван «склоняется к коммунистам». На первой странице Программы Комсомола, (напечатанной в комсомольском билете) прекрасные слова о свободном Труде и Мысли. Ведь это и есть то самое, чего жаждет его душа!
Комсомол на самом деле не был организован «сверху». Он начал возникать снизу. По крайней мере в Яранске он возник естественно, из молодого нетерпения самим построить новую жизнь в соответствии со своими идеалами, в виде первоначального «Социалистического Союза». Тогда много возникало союзов – например, был «Союз учащейся молодежи». В эти времена первобытный энтузиазм, чувство свободы и самостоятельности охватило и вдохновило активную часть молодых. Центральная комсомольская власть не доминировала еще. Мы находим следы этого ощущения самостоятельности в некоторых, казалось бы, мелочах. Например, комсомольский билет, который получил Иван, называется не просто комсомольским билетом, а билетом Яранской комсомольской организации Российского комсомола. Потом, два года спустя, он получил другой билет, уже Вятской организации. Они чувствовали себя членами своей, местной организации, а Российский комсомол – совокупностью таких местных организаций.

<< 5. ЖУРНАЛ СОЮЗА МОЛОДЕЖИ БОЛЬШАЯ ЛЯЛЯ на ОРТ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация