Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

Дм.Мих.Одинец: АВТОБИОГРАФИЯ

Архив КГУ. Оп.2. Связка 41. Ед.хр.2097. Л.8-9

Автобиография Д.М.Одинца,

представленная в отдел кадров Казанского университета
29 июня 1948 г.

Родился 7 января 1883 года (по новому стилю) в Петербурге. Отец - военный врач с очень большой частной практикой.
Окончил с медалью ярославскую гимназию в 1901 году.[1] В том же году поступил в Петербургский университет. На втором курсе университета поступил в Археологический институт, где занятия происходили по вечерам. В 1903 и 1904 годах слушал лекции на историко-филологическом факультете Берлинского университета (летние семестры).
После окончания Петербургского университета был оставлен при нем известным историком и историком русского права В.И.Сергеевичем[2] для приготовления к профессорскому званию (1907 г.).
По окончании университета осенью того же года начал свою преподавательскую деятельность в качестве преподавателя истории в ряде мужских и женских средних петербургских учебных заведений. В 1910 году был выбран педагогическим советом мужской частной полноправной гимназии (С.А.Столбцова) ее директором. Еще до того был избран исполняющим обязанности профессора истории русского права на Высших женских курсах Раева[3] и годом позже профессора истории русского права и секретарем юридического факультета Психоневрологического института.
С 1911 года состоял также председателем учебного отдела Петербургского общества народных университетов и председателем совета Василеостровских историко-литературных курсов.
После выезда из России в 1920 году состоял директором гимназии в Белграде (1920 г.), членом русской школьной комиссии в Варшаве (1920-1921 гг.). В Париже, где оставался с 1921 по 1948 год, был избран генеральным секретарем Русского академического союза во Франции,[4] председателем Русского педагогического союза во Франции,[5] основателем и заведующим учебной частью [Русского] народного университета в Париже,[6] председателем правления Тургеневской библиотеки.[7]
Преподавательская и профессорская деятельность во Франции началась с 1922 года. Кроме преподавания истории в Русском народном университете,[8] был преподавателем русской истории и русской литературы во французском лицее "Хош", с 1922 по 1948 годы профессором русской истории и истории русского права в Сорбоне и, наконец, в 1923-1940 годах профессором русской истории и истории русского права во Франко-Русском институте,[9] полноправном высшем учебном заведении, закрытом в начале последней войны.[10]
Свой магистерский экзамен сдал в начале 20-х годов в Праге.
(Заметим, что в Праге учился Георгий Фишер, сын Екатерины Сафьянщиковой, и что в Праге было общество русских студентов в эмиграции. А в Эстонии, в Тарусском (Дерптском) университете было аналогичное общество и были какие-то споры между Пражским и Дерптским обществами. А членами Дерптского общества были братья Николай и Александр Сафьянщиковы, сыновья Ильи Сафьянщикова. Эти трое - двоюродные братья моего отца, Глеба Николаевича Раутиана, сына Марии Сафьянщиковой. По своей склонности к активной общественной деятельности Дмитрий Михайлович Одинец вполне мог быть в Праге членом этого студенческого общества. Мир для этого достаточно тесен.)

Общественно-политическая деятельность

В бытность в Петербурге состоял членом ЦК Трудовой группы, с течением времени преобразовавшейся в Трудовую народно-социалистическую партию. Систематически работал в думской фракции трудовиков, главным образом по вопросам народного образования. За 1,5-2 месяца до Октябрьской революции покинул Петербург и переехал в Киев, получив задание от Временного правительства сделаться там министром по великорусским делам в целях защиты русских людей от возможного проявления украинского шовинизма. Неоднократно в вопросах этого порядка работал в контакте с представителями компартии. Покинул пост министра по великорусским делам немедленно же после прихода ко власти гетмана Скоропадского.
Эмигрировал в 1920 году из Одессы в Румынию,[12] откуда переехал в Белград, затем в Варшаву.[13] В обоих этих городах пробыл сравнительно недолго, переехав вскоре (конец 1921 г.) в Париж.
В бытность в Париже общественно-политической деятельностью занимался мало. Ни в одном из эмигрантских чисто политических объединениях участия не принимал. До начала последней войны общественно-политическая деятельность выражалась главным образом в публичных выступлениях, направленных против разного рода сепаратистов, стремившихся к расчленению С.С.[14]
В первый раз явился в советское посольство в Париже во время начавшейся в Западной Европе войны с просьбой о разрешении вернуться на Родину.[15] Вскоре, всего через несколько дней по получении благоприятного ответа, Германия напала на СССР[16], и в первые же часы германо-советской войны я был арестован немцами и отвезен в гестапо[17], где мне было предложено отправиться вслед за немецкими войсками в Ленинград, до такой степени немцы были уверены, что они возьмут этот город в ближайшее же время. После моего отказа я был немедленно же заключен сначала в подземный каземат форта Роменвиль,[18] а через три [дня] перевезен в немецкий концентрационный лагерь в Компьен.[19] Вследствие тяжелых условий лагерного пребывания и ужасной пищи вскоре заболел, отправлен в Париж в военный госпиталь Валь-де-Грас, взят немцами в свои руки. В госпитале подвергся серьезной операции и был выпущен из госпиталя с совершенно расстроенным здоровьем и с обязательствами каждый день являться в местный комиссариат. Освобожденный, я связался с русской подпольной антинемецкой организацией "Советский патриот", издававшей подпольную русскую газету с тем же названием, в которой я и принял деятельное участие.[20]
После освобождения Парижа и выхода организации "Советский патриот" из подполья был избран членом правления ее центрального комитета, заведующим юридическим отделом организации, а вскоре и ответственным редактором ее печатного органа "Советский патриот". К сожалению, моя работа в организации была вскоре прервана на 8 месяцев параличом всей правой стороны моего тела, явившемся прямым результатом моего заключения в концентрационном лагере. Относительно поправившись, вернулся к своей работе в организации, где вскоре был избран тов[арищем] председателем] центрального правления и заведующим всей ее просветительской деятельности, оставаясь в то же время ответственным редактором газеты "Советский патриот".
Вся моя деятельность в организации "Союза советских патриотов" протекала в постоянном контакте с советским генеральным консульством в Париже.
Звание советского гражданина получил на основании указа Президиума Верховного Совета от 14-го июня 1946 года.[21]
После получения подавляющим большинством членов "Союза советских патриотов" звания советских граждан на специальном организационном съезде "Союз советских патриотов во Франции" был переименован в "Союз советских граждан во Франции".
После ареста и административной высылки из Франции большинства членов центрального правления "Союза советских граждан" в ноябре 1947 года по указанию генерального консульства и посольства был избран председателем всего "Союза", продолжая в то же время исполнять обязанности редактора газеты "Советский патриот".
Большая и ответственная работа по "Союзу" сделалась еще более сложной после закрытия "Союза советских граждан во Франции" распоряжением французского министра внутренних дел Мона от 16 января 1948 года и последовавшего через неделю после того официального административного закрытия газеты "Советский патриот".
Деятельность моя в качестве председателя "Союза" охарактеризована в прилагаемом при сем удостоверении, выданном мне моими товарищами по работе.
17 марта на происходившем у меня на квартире собрании центрального правления "Союза" все участники собрания были арестованы ворвавшейся полицией и после допроса, длившегося всю ночь и большую часть следующего дня, были высланы из Франции. Предложение, делавшееся мне переехать не в Советский Союз, а в какую-нибудь "нейтральную" страну, было мною отвергнуто, и мы 20 марта оказались среди друзей в советской зоне Германии.[22]

Архив КГУ. Оп.2. Связка 41. Ед.хр.2097. Л.34.14 декабря 1951 г.

Имя Дмиnрия Михйловича мы встречаем в книге Нины Берберовой. вот отрывки из нее
Характеристика,
данная зав.кафедрой истории СССР профессором В.И.Писаревым на профессора Д.М.Одинца.

Д.М.Одинец состоял на работе в Казанском университете с 1948 по 1950 годы (в феврале по день своей смерти) в качестве профессора.[23].
За время своего пребывания в университете профессор Д.М.Одинец вел занятия со студентами по латинскому языку на уровне высокого педагогического мастерства. К своим обязанностям профессор Д.М.Одинец относился внимательно и добросовестно.


<< Жан Батист ФАГЕ (Faguet)А.В.РОДИОНОВ: В.Ф.Ратч, генерал и историк>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация