Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

В ВИХРЕ КОМСОМОЛИИ

Осень 1917- весна 1918. Яранск.
Проходит какой-то съезд. Фотографируются, конечно. Группа расположилась около каменного здания. Собор? Театр? - не знаю. Над группой возвышается нечто. Видимо, это хоругвь, которую наскоро переделывали в фигуру революционной символики. Но не не успели еще закончить.

Почти нет женских лиц. Большинство - мальчишки, в гимназических фуражках. А вот и Иван. Фуражка лихо набекрень. На лице живой интерес и предвкушение, почти озорная готовность к будущему, которое - своими руками....

Отметим в центре высокого человека. Блондин в белой рубашке. Вид спокойный, руководящий. Он появляется потом, вместе с Иваном, на других групповых фотографиях комсомольского периода. Думается - это Костерин, один из руководителей уездного, а позже губернского масштаба. Подпись Костерина стоит на некоторых важных документах, касающихся Ивана. Этот съезд – важное событие, начало общественной жизни моего юного отца.

В своей автобиографии отец написал, что вступил в комсомол в 1919 году. Но из статьи Богатырева выясняются неожиданные для меня подробности. Оказывается, не в 1919, а еще в 1918, 21 октября, яранская молодежь собралась в кинотеатре «Прогресс», чтобы создать молодежную организацию. Назвали ее «Социалистический союз молодежи» и Иван был первым, кто вступил в нее. Так, может массовая фотография - и есть этот самый съезд? Спустя почти год, летом 1919 эта организация стала комсомолом. (Думаю, «кинотеатр «Прогресс» - это здание, в котором до революции был театр. Потом оно стало называться клубом, и называлось так, по крайней мере, в 1921, а, может быть, и позднее. Мы встретимся с Иваном в этом здании в мае 1921.)

Василий Клюкин, который очень тщательно занимался историей комсомола и защитил об этом диссертацию, рассказывал мне, что он нашел в Яранском музее протокол собрания яранской ячейки, в самом начале 1919. Там написано, что Иван Халтурин: «водил компанию с анархистами, а последнее время, к сожалению, (!) стал склоняться к коммунистам».

Первый комсомольский билет, который получил Иван, называется не просто комсомольским билетом, а билетом Яранской комсомольской организации Российского комсомола. Потом, два года спустя, он получил другой билет, уже Вятской организации. Это наводит на мысль, что Комсомол на самом деле не был организован «сверху». По крайней мере в Яранске он возник естественно, из молодого нетерпения самим построить новую жизнь в соответствии со своими идеалами.

Первобытный энтузиазм, чувство свободы и самостоятельности охватило и вдохновило активную часть молодых. И возник «Социалистический Союз». И только потом на его базе – Комсомол. Эти мальчишки, социалисты, комсомольцы, строители светлого будущего - они чувствовали себя своей, местной организацией, а Российский комсомол – просто совокупностью таких местных организаций.

Вот комсомольский билет, и - прямо на нем напечатана Программа Российского Коммунистического Союза Молодежи. И в ней - прекрасные слова:«....На смену экономическому, капиталистическому и духовному рабству идет новый мир – мир свободного труда и мысли.» Это как раз то, чего жаждала свободолюбивая душа Вани Халтурина.

Получив свой членский билет, он тут же, 20 июня, поехал в Нижний Новгород. И с этого момента вихрь бурной комсомольcкой активности подхватил и завертел его. Съезды, совещания, конференции идут одни за другими. Иван впервые едет в Москву на Всероссийский комсомольский съезд – вот его билет делегата за № 293.

Осень 1919
Собирается Яранский уездный Съезд комсомола, и Иван – делегат. Он рассказывает там о Всероссийском съезде. И, верный своему устремлению просветителя, говорит о первейших задачах комсомола. Это ликвидация неграмотности, культурно-просветительная работа в деревне.

Иван - член уездного комитета, клубный инструктор, зав. Полит-просветом. Он много ездит, создает комсомольские ячейки, передвижные библиотеки, проводит читки и беседы, «Неделю Красной молодежи». Он организует митинг-концерт с воскресником, посадкой деревьев и c народным гуляньем в Городском саду Яранска.

октябрь 1919
Колчак надвигался в вятские пределы, Иван проводил по деревням 30%-ную мобилизацию комсомольцев. Но до Вятки Колчак не дошел и гражданская война Ивана не затронула.

1920, январь-июль
В январе 1920 Иван уже председатель Яранского Уездкома комсомола. Он едет в Вятку. У него сразу две командировки: на губернскую профсоюзную конференцию (15 января) и на пленум Губкома (16 января). Пленум – это не съезд, тут участникам намного легче узнать друг друга. Вероятно, именно тогда наметился его перевод в Вятку. В июне в Яранске руководит уже не Костерин, а другой председатель уездного Комитете – Двудед. Костерин - в Вятке и, похоже, зовет его с с собой туда.

Иван продолжает бурную деятельность в родном Яранском уезде. Как клубный инструктор, он организует яркое мероприятие: тур по уездным деревням. С кинематографом! С духовым оркестром! Можно себе представить впечатление деревенских ребят от этого события. Они никогда такого не видали! Кино - задолго до «электрификации всей страны»! Видимо, уже были тогда устройства, похожие на то, что потом называлось «солдат-мотор».

Иван в центре событий, он придумывает программу, собирает участников, составляет маршрут. Без него не возникают подводы и прочее жизнеобеспечение бригады. Иван рассказывает о новой жизни, о прекрасном будущем и, прежде всего – о пользе грамотности. Конечно же, у него мандат.

"Предъявитель сего член РКП тов. Халтурин действительно делИгат второго общеуездного съезда"

На обороте – с трудом читаемая запись карандашом:

«Хлебное довольствие по 1 ½ фунта в день, папиросы 50 шт, соли ¼ фунта на 5 дней выдано.»

Июнь 1920
в Яранске открывается 2-ой Общеуездный Съезд Советов. И хотя в мандате написано, что он член РКПб, это просто недосмотр вписавшего его имя в стандартную справку.
Тогда еще в Советах были «фракции». Какие? Не знаю. Эсеров и анархистов? Беспартийных? (Или "беспартийный большевик" - это более позднее изобретение?) Но коммунисты еще были фракцией. Иван, еще комсомолец, получил получил фракционный мандат. От большевиков. С правом решающего голоса.

Еще одна должность – Иван назначается организатором и заведующим школы политграмоты, которая открывается 15 июля 1920. Аркадий Богатырев в своей статье «Два литературных портрета» пишет:

«...была создана уездная политшкола на 50 человек. Лекции читали весьма солидные люди. Но одним из лучших лекторов оказался Иван Халтурин. Он рассказывал слушателям и об истории книгопечатания в России, и о новейших открытиях в области техники и естествознания, знакомил с памятниками античной литературы, передавал содержание Коммунистического Манифеста.»

Осень 1919
Собирается Яранский уездный Съезд комсомола, и Ваня – делегат. Он рассказывает там о Всероссийском съезде. И говорит о первейших задачах комсомола. Это ликвидация неграмотности, культурно-просветительная работа в деревне.

Иван - член уездного комитета, клубный инструктор, зав. Политпросветом. Он много ездит, создает комсомольские ячейки, передвижные библиотеки, проводит читки и беседы, «Недели Красной молодежи». Он организует митинг-концерт с воскресником, посадкой деревьев и c народным гуляньем в Городском саду Яранска.

Осень 1920.
Страна готовится к грандиозному празднованию дня революции. И Иван едет в Петроград, эту колыбель революции, с большой группой деревенской молодежи.

Сорок человек! Он начальник экскурсии. Можно представить себе, сколько требовалось для этого хлопот: собрать их из деревень, привезти в Вятку, билеты, вагоны, продовольствие, жилье в Питере. Они вообще нигде в жизни не бывали! Проще простого отстать от своих и потеряться в праздничной толпе!

Чтобы осмотреть достопримечательности в городе – не пешком же! – нужен транспорт. Что именно они смотрели? Город? Дворцы? Заводы? Само ничего не делается. У него уже есть опыт таких мероприятий, правда, у себя в Яранском уезде. А в Питере он сам впервые. Но уже бывал в Москве и немного познакомился с тем, как все устроено в столицах. И активности ему не занимать.
Везут с собой паек на 14 дней! Что это за продовольствие? Хлеб, соль, табак...

6 ноября они, сорок человек, прибыли в Питер.
Трехлетняя годовщина праздновалась с энтузиазмом. Город украшали, кажется, и Шагал, и Петров–Водкин, и даже Пунин руку приложил. Всю Дворцовую площадь (тогда – площадь Урицкого) одели огромным, километровой длины кумачом. Можно представить себе впечатления деревенских ребят – и радость начальника экскурсии, который сумел все это совершить. Наверняка эта экскурсия была описана в вятской прессе - вот бы найти...

1921
Иван по-прежнему участвует, кажется, во всех возможных съездах, совещаниях, комиссиях - и когда только он успевает еще читать?

5 февраля 1921
Иван, представитель Вятского Губкомола – делегат Всероссийского совещания по политпросвет работе, которое проходило в Москве. Приехал в Москву 7 февраля. Видимо, тогда он и познакомился с ученицей Тенишевского училища Лидочкой Чуковской.

14 марта 1921
Постановлением губернского отдела Наробраза была создана постоянная комиссия по проведению гражданских праздников, в ее состав включен Халтурин.

Апрель 1921
Он – делегат губернского Cъезда Cоветов от комсомола. Была у Советов и комсомольская фракция.
На всех этих мандатах он фигурирует как представитель комсомола.

4 мая 1921
Сотрудник Губполитпросвета Халтурин направляется в Яранск инспектировать работу местных, уездных и волостных политпросветов.

6 июля 1921
Следующий мандат. Иван Халтурин - делегат 10-ой губернской конференции Компартии . Но - от Губкомола. И – с правом решающего голоса.

Вот тут мы остановимся и посмотрим на Ивана глазами его отца, а моего деда, Игната Захаровича. Дед, (который, как вы помните, года за три до того Ивана проклял), рассказал мне впоследствии такую историю.

Иван приехал в родной Яранск из Вятки. По всему городу были расклеены афиши, что в клубе (здании театра) состоится публичный диспут на тему: «ЕСТЬ ЛИ БОГ?»
между отцом Александром, настоятелем Яранского собора и Иваном Халтуриным, членом Губкома.

Дед не выдержал и пришел на диспут. Сел сзади, за колонной, чтоб Иван его не заметил.

Отец Александр кончал Духовную Академию в Петербурге. У Ивана же, как вы знаете, за плечами 4 с половиной класса гимназии. Но – огромный багаж, полученный самообразованием. Ему только что стукнуло 19 лет.

Диспут длился 2 часа. Оба спорщика показали себя знатоками как богословия (это Иван-то!), так и всеобщей истории. В итоге была ничья. Ни один из них не смог убедить другого и привести неопровержимые доказательства бытия или небытия божия. Отец говорил мне, что этот диспут был описан (где? – не помню) Борисом Киндом.

Дед Игнат сказал мне в 1941 году, что он очень гордился своим сыном. Но, конечно, и виду не подал.

<< Евгения Таратута вспоминает Веру СмирновуТ.РАУТИАН. Полка книг Ивана Халтурина>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация