Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

"Физик" об ИСКУССТВЕ

Вот можно бы пострадать по поводу того, что столько лет прошло совсем мимо искусства. Смешно, но я только на старости лет начала сама задумываться, что мне нравится и почему. В советские времена надо было слушать что считается хорошим и что плохим. В детстве слушаешься, еще своего отношения нет - принимаешь, "что умные люди советуют".

Мой папа начал меня водить в филармонию с 13 лет. До войны мы два года ходили с ним на абонемент. Потом война, потом Памир. И до классической музыки (я ведь уже ЗНАЛА, что она - великая!) я добралась всерьез только в Америке, с ~2000 года. Купила плейер и стала покупать диски. И стала всех слушать. Всю обойму композиторов, про которых знала имена. От Баха далее везде.

Вечером Виталий засыпает еще не донеся головы до подушки. А мне нужно час чтоб ежедневные дела перестали вертеться в голове. Ложусь - наушники на уши. Глаза закрыты, ничто не отвлекает. И тогда не просто слушаешь, а понимаешь. Конечно в зале звучит лучше. Но зато там слепит свет, вертит головой впереди сидящий, исполнители, бывает, корчат физиономии, отвлекает. Но и закрыть глаза нельзя. Уснешь. А ночью в наушниках Музыка и больше ничего. Мозги впитывают и переваривают. Иногда возникает графический эквивалент, рисунок музыки. Не ноты - а рисунок плывущий.

Бетховен - это океан, длинная волна как бывает волна от далекой бури - и на ее фоне мелкий рисунок ряби. И вот длинную волну ты ожидаешь, пора, давай, и она приходит. А мелкая рябь - как тонкое кружево которым эта длинная волна нарисована.

Рахманинов весь неожиданность, ожидаешь одно а приходит неожиданное и непохожее. Вот "новатор" по определению. В самом чистом виде он в своих этюдах. Это записная книжка. Пришло в голову - записал. Там главные идеи показаны, коротко но четко. А потом он эту записную книжку растягивает на целый час, в концерт. И уже думаешь - ну зачем так долго, ты уже все сказал, кончай.
Вот всякое такое лезет в голову, когда музыка и больше ничего. Она богатая.

После этого послушала, ну Пресли, например. Из любопытства. Рисунок абсолютно
примитивен. Но для русского уха, воспитанного на народных и из советских кинофильмов - необычно и потому на первый раз впечатляет. Но если ночью, в наушниках то Пресли абсолютно пуст, ну, ничего там нет.
Он если не наркотик, то алкоголь, веселящий газ, гормоны ведрами и танцы на столе. И в этом роде, он, вероятно perfect, но я уже бабулька, мне уже не хочется танцевать на столе, а хочется понимать.

В New Yorke на шестиэтажном автобусном и метро терминале сиживал не очень старый седой, сухой негр, играл на саксофоне. Он и жил там, по моему. Сидел на своем ящике и днем и ночью. У меня были несколько дисков саксофона, но он - это совершенно другое. Он был свободная песня, он будто разговаривал со своим инструментом, а тот отвечал. Не было долгого развития музыкальной идеи, ничего заранее придуманного и выстроенного, ничего от идеологии, это была свобода как таковая. Импровизация? не знаю. Постою, послушаю - и приходится убегать, вечно спешишь и куда-то опаздываешь.
А чтоб тогда остановиться и записать. Наверно не было еще таких мобильников...
Сидит ли этот гениальный бомж все в том же переходе метро на своем пластмассовом ящике, беседуя со своим саксофоном?

Столетия американского мира не стерли чисто африканского способа переваривать реальность в искусство. И не только музыка.
А деревянная скульптура? В 1980х я зиму провела в Москве. Ходила как в музей в комиссионку на Садовом кольце, там где Большая Грузинская его пересекает. Там ждала покупателя африканская скульптура. Это такой бывший столбик черного дерева, бревнышко, квадратный в плане, из которого вынули почти все и осталась пространственная графика. Cнизу вверх, как в индейских столбах, идут лица, но у индейцев - сплошные, тяжелые, звериные, а эти - графика, то профиль то фас, нарисованная в воздухе "деревянным штрихом", скупым, хоть и не настолько как Юнна Мориц. А главное - совершенно африканские. Я бы купила, но он стоил три мои зарплаты. Через полгода это чудо исчезло. Что-то похожее видела в музее в Lincoln. Похоже, но не то, не то.

Вот на фестивале в Nyack много было африканских изделий. Резное дерево, кованое железо. Интересно, что в Финляндии существуют кружевные украшения из кованого железа. Не знаю, традиция это, или новое изобретение. Но вот африканское кружево. Технология видимо похожая. А почерк совершенно другой, именно африканский. Для русского глаза неожиданный.

А существует ли африканская (не негритянская-амерканская, а именно африканская) литература?
Мне кажется, нет. Им слова не нужны. Зачем, если есть музыка, есть танец, есть искусство чистое, бессловесное, образ, а не описание.

<< 5.ЛенЗОСРодословица Фишеров.Am>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация