Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

УКРОЩЕНИЕ Б.М.ЭЙХЕНБАУМА

Татьяна Раутиан

В архиве Ивана Игнатьевича несколько писем от Бориса Михайловича Эйхенбаума. Речь идет о подготовке однотомника Лермонтова (биография, лермонтовские тексты, комментарии) и о переделке биографии Лермонтова для детей.
Нас здесь интересует не столько судьбы этих книг (или, прости Господи, даже самого Лермонтова) - сколько работа редактора Ивана Халтурина с таким известнейшим автором и литературоведом, как Эйхенбаум.

Вместо предисловия
1934 год. Издательство собирается выпустить однотомник Лермонтова, биография, тексты Лермонтова, комментарии. Что-то уже сделал Дурылин. Но, видимо, ни Халтурину, ни Эйхенбауму это не нравится. Ясно, что лучше сделать заново, чем исправлять чужой текст. Эйхенбаум уже почти согласился:


Работа начинается с переписки.

26 дек 1934
Уважаемый Иван Игнатьевич. Пишу Вам как обещал. Хотя вопрос для меня еще не вполне ясен <............>
Биография - Вы правы: скучно, ровно, безразлично. Итак, я считаю, что биографию надо другую <........>
И, наконец, время. До конца января я занят сверх головы <......>
Мне кажется, что биографию я мог бы начать в феврале и закончить ее к маю. Устроит ли это Вас? <........>
Очень был рад знакомству с Вами.
Крепко жму вашу руку.
Б.Эйхенбаум

Решено, Эйхенбаум пишет биографию заново. Обещал начать в феврале - и действительно,
уже 7 февраля обсуждает условия работы:


7 фев 1935
В редакцию Детгиза
...необходимо согласиться насчет полистной оплаты по трем пунктам: 1) биография, 2) подбор и редактирование текста, 3) комментарий.
...Всю работу я могу сделать к 1 июня

Вот уже не июнь, а октябрь. Рукопись - у Халтурина, и Бор.Мих., видимо, получил от Ивана неожиданно резкую критику:

20 окт 1935
Дорогой Иван Игнатьевич
Ваше письмо и встревожило и огорчило меня, но мне осталось неясным то, что Вы пишете о биографии. Конечно, я буду еще её отделывать, когда дойду до конца, - и конечно, это предназначено только для однотомника, с расчетом на следующий затем текст и комментарии. Для отдельного издания я буду делать биографию заново - и вширь и вглубь <........> Не понятно мне, где вы нашли там (нрзб)-критические характеристики? Внимательно ли Вы читали? Стихи я цитирую почти исключительно как биографический материал. - другого о детстве и юности Лермонтова просто ведь нет. Несколько растянуто - может быть, сократить можно. Но почему "композиционно рассыпается" не понимаю.
Биографию Лермонтова для детей написать, конечно, не легко. Но вовсе не потому, что он только любил и дрался на дуэлях. А потому, что это очень мрачная и трудная жизнь - начиная с детства. Поэтому идти по линии анекдотов невозможно. а нужно дать героический образ сильного человека. Я это и пытаюсь. Улыбок будет мало, но таково положение.
По-моему, письмо Ваше написано в какую-то дурную минуту. Как Вы ни подчеркиваете слова "Непременно", "необходимо" и т.д. - мне совершенно неясно, почему нужно иллюстрировать Лермонтова по-сытински или по-кушнаревски, т.е. по-ильински. Я совершенно не против того, чтобы иллюстрировать биографию и комментарий - напротив: очень хорошо. Всё дело в том, чтобы не давать безвкусную мешанину. Я против Зичи, Васнецова и Шишкина. И за то, чтобы побольше было Лермонтова и Гагарина <...........> Дело в конце концов ваше - я остаюсь при своем мнении. А что касается биографии, то дней через 10 кончу, все перепечатаю и отправлю - а затем будем бороться.
Крепко жму вашу руку
Б.Эйхенбаум

Впечатление, что они не совсем понимают друг друга. В тот же день Борис Михайлович пишет Генриху Эйхлеру

20 окт 1935
<........> Что касается биографии Лермонтова, то она поневоле задержалась из-за этой возни с переделкой <..........>
Охладило меня немножко письмо Ивана Игнатьевича - уж очень он охаял её. Особенно страшно мне слово "скучно". Неужели скучно? Это хуже всего и я смущен как никогда. "Веселой" сделать биографию Лермонтова конечно, нельзя и не нужно, но я думал, что она выходит интересной - как жизнь замечательного но глубоко несчастного человека.
Ну, ладно! Посмотрим, когда я допишу до конца.....

Но вот письмо - уже в 1936 году.

3 фев. 1936
Дорогой Иван Игнатьевич.
Во-первых - приветствую Вас. Как поживет мой Мишель? Я вспоминаю о нем, как и о Вас, с нежностью.
Во вторых - небольшое дело. ("Это просьба - по возможности найти работу Груберу, который, чрезвычайно образованный человек, живет в Астрахани и отчаянно нуждается в работе.)

В феврале еще не ясно "как поживает Мишель". Но вот передо мной эта книга: Б.М,Эйхенбаум, "М.Ю.Лермонтов" Отв.редактор Халтурин. Детгиз 1936. Правда, подписан к печати 11 декабря 1936, так что на самом деле вышел из печати - в продажу - уже в 1937. Похоже, что в очень сильной спешке, потому что, хотя отв.редактор - Иван Халтурин, но для следующего издания Иван очень хочет исправить недочеты первого. Поэтому его письмо Эйхенбауму не только "милое", но и "нахальное", мэтр к такому, видимо, не привык.

9/II 37
Дорогой Иван Игнатьевич
Получил Ваше милое и нахальное письмо.
Вы, душечка, забываете, что я опутан договорами и что «шашни» мои с Соней и Генрихом (а есть у меня еще очень серьёзные шашни), с изд.Академии наук, с Academia. c Гослитиздатом, Ленинградским и Московским, с Советским Писателем и пр. – законные браки. Я по необходимости мусульманин.

Судьбе, как турок иль татарин
За все я ровно благодарен,
У бога счастья не прошу
И молча зло переношу.
..........................................
Труды, заботы, ночью, днем
Все, размышлению мешая,
Приводит в первобытный вид
Больную душу. Сердце спит,
Простора нет воображенью
И нет работы голове...

А работать приходится. И приходится делать так, чтобы мои законные браки не превращались в незаконный «брак».

Так вам совсем уже не понравился однотомник? А по-моему не так уж плохо. И я продолжаю думать, что комментарии должны быть такими – «формальными», как вы говорите. При наличии биографии они должны быть очень сжатыми и деловыми, а не болтливыми. По правде сказать – я не знаю, что с ними делать. Подожду Ваших замечаний. А Вам на днях пошлю Лермонтова «малой серии».

Вы пишете, что в биографии "очень много настроений и очень мало фактов". Душечка, да ведь в том то и дело, что о главных важных фактах ничего не известно. Вы неправы. У меня в биографии есть все факты, которые нужны. Есть о семейных отношениях, есть Университет, есть юнкерская школа, смерть Пушкина, ссылка 1937 г., возвращение в Петербург, кружок 16, вторая ссылка, жизнь на Кавказе, смерть. Это и есть вся «хроника жизни», больше, кроме никому не нужных мелочей, вы не высосете. Посмотрите в старом Акад. Издании, посмотрите «Летопись жизни» в томе V моего издания (скоро выйдет) – ничего другого не найдете. Или, Вы, может быть, открыли что-нибудь новенькое?

Вы пишете, что в биографии всё это очень «субъективно». Объективности вообще в таких вещах нет (у Дурылина была – ха ха!), а все дело в том, какого сорта эта «субъективность». Я исхожу из фактов и сцепляю их «субъективно». Другого тут нет и не может быть. И никакая хроника не поможет.

Стихотворения надо прибавить – я не против этого.

Итак, я полагаю:
1) Биографию можно попробовать несколько сжать, хотя это очень трудно, п.ч. в ней есть стиль и масштаб, которые не хочется нарушать.
2) Относительно комментариев – жду ваших замечаний, п.ч. не сознаю своих грехов.
Генрих*) говорил мне, что сейчас нужно не второе издание однотомника, а издание его в школьной серии без серьёзных перемен. Вы пишете о другом и я не знаю, кому верить.

Ну вот, дорогой мой, напишите же сейчас же, что мне сделать – и я к 1/III сделаю, если это не будет сверх сил.

В Москву я сейчас (на Пушкинские дни) не поеду. Скажите об этом Генриху. Буду работать.

Скажите пожалуйста еще Генриху, что тексты Толстого для однотомника у меня есть – добывать не надо. И передайте ему нежный привет.

А Вы, оказывается, самая нервная, ревнивая и капризная особа в моем «гареме». Я, как султан, призываю Вас к спокойствию. Я вас очень люблю за ваш буйный нрав, но ведь у меня всё-таки не «Бахчисарайский фонтан».
Обнимаю Вас.
Б.Эйхенбаум

Не могу удержаться...
Борис Мих. пишет об однотомнике для детей. Биографию для него "надо сжать". В Архиве Ивана Игнатьевича есть "Лермонтов", ДетИздат, 1936 г. Это не однотомник - это биография. На титуле - издательская пометка красным карандашом: Халтурину 2 экз. Т.е. книги выданы для редакторской работы, по экземпляру - автору и редактору. На этой книге - видим решительную правку, процесс "сжатия", видимо - халтуринской рукой. Чувствую себя, будто сижу за спиной Ивана и через его плечо наблюдаю работу редактора. Очень похоже на переработку Иваном Игнатьевичем арсеньевского текста для Дерсу. Ни одного слова не добавлено, ни одна фраза не переделана. Несколько замен и вставок - рукой автора, Эйхенбаума. "Описания", иногда целые страницы, - энергично вычеркиваются. Убраны "высказывания" и "мысли" разных лиц, в том числе "мысли" самого Мишеля, которые как бы растолковывают читателю позицию этого лица.
Ритм текста стал совсем другим. "Мишель хлопнул дверью" - и точка. Стоп. Долой рассуждения. Абзац. Читатель с разбегу останавливается. Сам чувствует бессильное бешенство в груди Мишеля, как свое.
Иван Халтурин умеет смотреть на текст глазами будущего молодого читателя. Которые ведь отличаются от глаз пожилого многоопытного литературоведа.

Последняя моя архивная находка. Клочок пожелтевшей бумаги, что-то было ею обернуто. На одной стороне сгиба четким почерком надпись:

Б.Эйхенбаум.
Жизнь
М.Ю.Лермонтова

На другой стороне текст - без обращения и без даты:

"Вполне доверяю уму и вкусу Ивана Игнатьевича Халтурина и посему прошу его исправить и вычеркнуть все, что он найдет необходимым. В крайнем случае прошу его вступить со мной в деловую переписку по адресу: Коктебель, Санаторий Ленинградского литфонда, комната №17, Борису Михайловичу Эйхенбауму.
Б.Эйхенбаум."

_____________________________.

*) Генрих Эйхлер, редактор в Детгизе

<< Вит.И.Халтурин БИОГРАФИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКАВ.И.Халтурин и Т.Г.Раутиан >>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация