Главная
Новости
Ссылки
Гостевая книга
Контакты
Семейная мозаика

С.И.Демкина: ДЕТСТВО на БРИГИТОВКЕ

ЖИЗНЬ НА БРИГИТОВКЕ
ПаМаАнКаЛиВаМиСуНиВе - сокращенное выражение нашей многочисленной семьи, Пап-Мама-Андрей-Катя-Лида-Ваня-Миша-Сусанна-АнтоНИда-Вера.
Семья поселилась в Ревеле Эстляндской губернии в 1904 и жила там до первой мировой войны 1914. Уже живя в Ревеле, папа купил участок земли в 5 км от Ревеля, в Новой Бригитовке. На этом участке размером 900 кв.сажен (36 соток), по улице Pihlak- tene построили дачу. С 1908 года мы жили летом на Бригитовке, а зимой - в Ревеле. Жизнь на Бригитовке была интересной и разнообразной.
Участок был у самого моря, покрыт травой. Не было ни деревьев, ни кустарников. Почва - песок, дно отошедшего моря. Дача двухэтажная, крытая толем. Внизу была большая веранда, застекленная с двух сторон. Одна из них выходила на море, другая - на Ревель. При выходе из веранды была передняя и лестница наверх. Справа из передней - дверь в большую комнату с окнами на юг, в сторону Ревеля. Слева - маленькая комната, людская, за ней туалет. Потом кухня и дальше - выход на двор. Наверху была большая комната (детская) и маленькая, с окном на море (комната Андрея).
Веранда - лучшая комната. Светлая и с видом на море. Солнце закатывалоссь за море. Закаты были изумительно красивы. Цвет моря все время менялся, был то голубой, то серый, то зеленоватый, а то почти черный (в бурю) и зависел не только от погоды, но и от времени дня. В тихую погоду закат солнца отражался на море в виде серебристой дорожки с золотистыми и зеленоватыми оттенками. Закаты солнца всегда меня пленяли.
На веранде, на стене против входа висели два портрета - дедушки и бабушки. Красивое и благородное лицо дедушки с этого портрета, хорошо освещенное на веранде, запомнилось.
Между нашим участком и морем не было никаких строений. В сторону Ревеля в это время - тоже было просторно. Наш голый участок надо было сделать культурным. Почву удобрить, насадить деревья, кусты, сделать огород и сад. Рабочая сила - детвора. Папа приобрел тачки, тележки, садовый инвентарь и мы приступили к работе. На участок привозили на тачках и тележках дерн, морскую тину, конский навоз, песок и делали компост в виде слоеного пирога. Дерн снимали с травяного луга перед нашим участком. Песок брали с ближайших дюн. Тину собирали граблями на берегу моря. Конский навоз брали от пограничников, которые имели лошадей. Они жили вблизи дороги на Ревель, на последнем участке Новой Бригитовки, у участка Струцкина, т.е. довольно далеко от нас. Перепревший компост давал прекрасный перегной для сада и огорода. Чтобы заинтересовать детвору, мама оплачивала все виды работ. Например, за снятие дерна с одной квадратной сажени (примерно 4 кв.метра) платила 5 коп. Привезти одну тележку дерна, песка или тины - 2 коп. За привоз конского навоза - больше, так как это было далеко.
Море давало еще и дрова. После бурной погоды к берегу прибивало бревна, доски, щепу, коряги. Все это собирали, сушили на солнце, привозили и распиливали на дрова.
Мы в детстве получили хорошее трудовое воспитание. Если к этому добавить, что у нас было простое, без излишеств, питание, ограниченное в отношении сладкого, то понятно, что на Бригитовке было создано сильное, выносливое, не избалованное поколение.
Труд был конечно, ограничен по времени. Большую часть времени мы бегали, играли, купались в море, грелись в дюнах на солнце, катались на лодке. У нас было две своих лодки: одноместная байдарка "УНДИНА" и небольшая парусная "ШАЛУН" с опускающимся килем. Гребную лодку брали напрокат на лодочной станции. На ней плавали вверх по реке Бригитовке до порогов. С "Ундиной" и "Шалуном" у меня сохранились яркие воспоминания. На "Ундине" мы плавали чаще всего по морю недалеко от берега.
Однажды я с Верочкой пошла кататься на байдарке. Верочка была еще маленькая, ей было лет пять. Я усадила ее в байдарку, дала ей в руки весло и сказала "Греби!" Она начала потихоньку макать весло то одним концом, то другим, а я лодку подталкивала. Лодка тихонько двигалась вдоль берега. Потом я говорю ей:
- Теперь давай, сама плыви.
Пока я ее двигала, она плыла вдоль берега. Когда же отпустила, ее стало незаметно относить в море. Ветер был с суши. Я хотела завернуть ее обратно и пыталась бежать по дну за лодкой, но лодка уже шла по глубокой части. Дно моря имело периоды мелей и глубоких мест, и чем дальше от берега, тем глубокие места были глубже. Я плавала тогда еще плохо. Страшно испугавшись, думая, что Верочку унесет в море и она погибнет, я помчалась к берегу, крича на помощь Ивана и Михаила. К счастью, они были близко. Возможно, грелись в дюнах. Они сразу прибежали, оценили опасность и бросились вдогонку лодке, сначала бегом, потом вплавь и догнали лодку. Один спереди, другой сзади подталкивая лодку, довели ее до берега. Они говорили, что Верочка не кричала, а тихонько плакала. Я же, натерпевшись страху за Верочку, когда опасность миновала, разревелась, запомнив этот случай на всю жизнь.
А вот приключения, связанные с "Шалуном". "Шалун" стоял на привязи у мостков вблизи устья реки Бригитовки. Был какой-то праздник. В гостях у нас папин товарищ Юновидов. Решили прокатиться по морю на Шалуне, благо погода была хорошая, ветер не сильный, но для парусной лодки хорош. На лодку уже сели папа, Михаил, Иван и Юновидов. Должна была сесть и я, но что-то задержалась. Лодку уже отвязали. Я бегом по мосткам,одну ногу поставила на лодку, другая еще на мостках. Вдруг порыв ветра, а я, не успев поставить вторую ногу, упала в воду и ушла с головой. Юновидов, не раздумывая, прыгнул в воду и вытащил меня на берег, боясь, что я утону. Ему было по грудь, когда он стоял на дне. Отец, Михаил и Иван поехали одни, так как не могли же мы, мокрые, плыть в море, когда изрядный ветер. Конечно, нам следовало пойти и просушиться. Но я сказала, что боюсь идти домой в таком виде, лучше уж просохнуть на солнце. Мы решили взять напрокат гребную лодку и покататься по реке, где нет ветра, а солнце просушит. Я то действительно быстро просохла. А он, бедняга, в костюме и конечно, не просох. Потом он смеялся над собой и над тем, как его ругала жена, Нина Филипповна.
Мне очень хотелось научиться плавать. Пробовала, но безуспешно. Надо мной потешались братцы:
- Сусанна плавает - один взмах в воздухе, другой - в воде, третий - на дне.
В конце концов сжалился папа. Он взял меня за подбородок и командовал: - Взмах, еще, еще! Это руками, а ногами отталкивайся. После этого я быстро научилась держаться на воде и двигаться - это был брасс. Кролю, плаванию на спине и на боку я сама научилась глядя на братьев. Вначале плавала вдоль берега, где могла достать дно ногами. Потом осмелела и стала плавать в глубину, где стать на дно уже нельзя.
По своему характеру и склонностям я была похожа на мальчишку. Кувыркалась через голову на траве, упражнялась на трапеции, играла в лапту и в индейцев с мальчишками, боролась, бегала наперегонки. Совершенно не любила играть в куклы. Боролась с мальчишками так, чтобы положить на обе лопатки. Воображала, что я временно девчонка, а когда подрасту - стану мальчишкой.
В детстве была очень общительна. Легко знакомилась с детьми и взрослыми. Из-за этого тоже были приключения.
Было два случая, когда излишняя общительность обернулась неприятностью. Однажды, после поездки с тележкой за конским навозом к пограничникам один из солдат выехал на лошади верхом со двора. Вторую лошадь он вел в поводу. Увидев меня, говорит:
- Давай, прокачу тебя, садись на свободную лошадь.
Я согласилась, он посадил меня на спину лошади и дал повод в руки. Мы поехали. Не доезжая до Мариенберга лошадь солдата лягнула мою лошадь. Та подпрыгнула и я упала на дорогу. Ушиблась, но не сильно. Дальше ехать я уже не согласилась. Так бесславно закончилась моя первая и последняя в жизни поездка верхом.
Другой случай был уже не с солдатом, а с матросом с моторной лодки, стоявшей на пристани на реке Бригитовке. С этим матросом я раньше несколько раз разговаривала о морской службе, о бурной погоде, когда того и гляди перевернет лодку. Он много рассказывал о морских приключениях. В этот раз моряк предложил мне пойти с ним в лес, где он видел гнездо с птенцами. Он обещал мне показать их. Я согласилась пойти. Пошли. Прошли маленький лесок, что у дороги в Ревель. Вышли на полянку. Там он предложил мне посидеть на холмике. Сели. Он стал мне что-то рассказывать. Потом вдруг говорит:
- Подвинься ко мне.
Я удивилась но не подвинулась. Тогда он стал ко мне подвигаться. Я вдруг сильно испугалась, закричала и бросилась бежать босая, через лес, домой. Прибежала и разревелась. Мама спрашивает:
- Что с тобой?
А я не могла маме ничего объяснить, сама не понимая, что со мной.
Ходили мы нашей семейной компанией в лес, не то за ягодами, не то за грибами. Расходились друг от друга на порядочное расстояние. Я любила ловить маленьких быстрых ящериц. Прикрывая ладошкой ящерицу, я затем клала ее между двумя ладонями и мне нравилось ее беспокойное шевеление в моих руках.
Я увидела в траве хвостик ящерицы и решила ее поймать. Наклонилась, чтоб прижать ее ладонью. Приготовилась поймать и вдруг увидела, что это не ящерица, а змея, ее хвостик. Испугалась - ведь я чуть было не прикрыла ее ладонью. Выскочила и побежала к своим.
Я уже писала, что за работу по подвозке песка, дерна, навоза мы получали от мамы плату. Кроме этих работ мы ходили за ягодами и грибами и за эту продукцию тоже получали мзду. Предложена была - и принята детворой - идея создания "ослиного фонда" для более рациональной доставки на участок песка, дерна, навоза и прочего. Заработанные деньги вносились в "ослиный фонд".
Для пополнения этого фонда мы, я и Антонида, решили собрать грибы маслята и продать их на базаре в Ревеле. Набрали две корзинки отборных маслят и поехали на моторной лодке в Ревельский порт. Из порта пешком пошли на базар, поставили корзинки на землю. Грибы были прикрыты газетами. Стоим и в смущении не знаем, что делать дальше. Одна из женщин-покупательниц спрашивает:
- Что это у вас?
- Грибы.
- А почему вы их не продаете?
- Мы не умеем.
- Давайте я вам помогу.
и взяла дело в свои опытные руки. Так как мы с ней решили продавать дешевле, чем у других, сразу образовалась очередь. Она ловко укладывала кучки грибов, давала их покупателям, брала деньги и совала их нам. Последние грибы взяла себе и тоже заплатила за них. Так мы с помощью доброй женщины пополнили свой "ослиный фонд".
Дальнейшую судьбу "ослиного фонда" я не помню.

Особенно далеких путешествий мы не устраивали. Помню, ходили с братьями на Ландсберг. Там был какой-то водоем в котором водились тритоны и множество головастиков. Мы их ловили, в банке приносили домой и выпускали в небольшой прудик, выкопанный нами около огорода.
Часто ходили на реку Бригитовку к развалинам монастыря Св.Бригитты. На море, вблизи берега было много мелких и средних камбал. Они сами подплывали и прятались в песок у ног человека. Дюны и мокрый берег моря были излюбленным местом для игр мелкой детворы. Дюны были покрыты колючей светло-зеленой травой. Для солнечных ванн делали помещение в чистом песке, куда прибегали после купания погреться на солнышке. В мокром песке выкапывали каналы и пруды, делали плотины, пекли "пирожки" и пр.
Вспоминаю приезд дедушки на Бригитовку. Мы раньше никогда не видели дедушку и знали его лишь по портрету. Вот появился извозчик с седоком и ехал не по дороге, а по лужку в сторону нашего дома. Мы решили, то это он и побежали навстречу. Действительно это был дедушка Иван Иванович Демкин, в рясе священника и похож на свой портрет. Он нас поприветствовал и мы помчались домой сообщить. Все взрослые вышли его встречать. Не помню, сколько он у нас пробыл.
Одно время у нас были куры и петух. Петух был презанятный. Он был очень заботливым. Найдя где нибудь на земле съедобное, он звал кур, а сам не ел. Одна из кур вывела цыплят, но оказалась плохой матерью. Петух взял их на свое попечение. Он вышагивал с цыплятами, искал корм, разрывая землю ногами. Найдя, звал их, указывая. клювом на зерно или червяка. Когда начинался дождь или цыплятам пора было спать, он растопыривал крылья, приседал, и цыплята бежали к нему под крылья.
Однажды к нам приехал кто-то из гостей с небольшой собачкой. Собачка стала бегать по двору, где были куры и цыплята. Петух, видимо, решил, что им угрожает опасность. Он опустил голову, распушил перья и, эдакий большой и страшный, ринулся на собачку. Та побежала, он за ней, догнал, прыгнул ей на спину и стал долбить клювом по голове. Собачка завизжала и бросилась вон из ограды. Тогда петух соскочил, вернулся важно к своим подопечным, считая, что достаточно напугал собачку.

РЕВЕЛЬ
В Ревеле мы живали на нескольких квартирах: где-то недалеко от Вышгорода, потом кажется на Нарвской, против лавки Ханина и еще где-то. Учились сперва в подготовительной частной школе Подчерковой. Там был детский сад и три подготовительных класса. В детском саду делали цветные плетенки, вязали крючком, рисовали, играли, гуляли, завтракали принесенным из дома завтраком.
С завтраком у меня связано одно неприятное воспоминние. Дело в том, что я совершенно не выносила молочных пенок. Мама, зная это, всегда процеживала мне молоко через ситечко. Однажды, видимо, перепутав мой завтрак с завтраком Антониды, которая очень любила пенки, я начала пить это молоко, и в рот попала пенка. Меня сразу вытошнило. Залила свое платье и все вокруг. Воспитательница решила, что я заболела. Но когда она спросила, что со мной, я ответила, что в рот попала пенка. Она страшно возмутилась.
В приготовительных классах были уроки русского, французского, или немецкого языков, арифметики, закона божия, пения, рисования. Там же мы пели под аккомпанемент рояля разные песни. Запомнилась лишь одна песня про Христа. По-видимому в песне трогала доброта и самоотверженность Христа и потому эта песня запомнилась и через 75 лет всплыла в памяти. Вот она:

Был у Христа-младенца сад,
И много роз взрастил он в нем.
Он трижды в день их поливал
Чтоб сплесть венок себе потом.

Когда же розы расцвели,
Детей еврейских созвал он.
Они сорвали по цветку
И был весь сад опустошен.

Как ты сплетешь себе венок?
В твоем саду нет больше роз!
Вы позабыли, что шипы
Остались мне - сказал Христос.

И из шипов они сплели
Венок колючий для него.
И капли крови вместо роз
Чело украсили его.

Учителей и учение почти не помню. Домашние здания часто не выполняла. По окончании этой школы мама устроила меня и Антониду в коммерческое училище, обеих в один класс. Не знаю, почему так получилось. Видимо мама считала Антониду настолько способной, что она может обойтись без последнего подготовительного класса, а затрат на учебники и прочее нужно меньше - один комплект. С тех пор я и Антонида учились в одном классе до конца школьной жизни. В коммерческом училище проучились один год. Школьное учение в Ревеле помню плохо. Только некоторые эпизоды врезались в память. Замечаю, что эпизоды, окрашенные эмоциями, помнятся гораздо лучше чем обычные серые, похожие друг на друга явления, поступки и пр.
Фантазия, которая меня посетила в возраcте около 6 лет, сыграла в моей детской жизни большую роль. С чего началось - не помню. Может быть, увидела золотого ослика во сне. Стала рассказывать Антониде, Михал-Ивану о золотом ослике, как о чем-то существующем на самом деле. Рассказывала в течение многих дней, вплетая все новые подробности. Мои слушатели были сильно заинтересованы и мечтали о том времени, когда сами его увидят. Я сама настолько уверилась в его существовании, что обещала скоро их свести, чтобы показать его. Когда они, все трое, стали требовать пойти и посмотреть на него, я решилась. Сказав, что ослик на верхнем этаже дома напротив, я повела их. Войдя в парадную дверь дома, мы натолкнулись не то на швейцара, не то на дворника и были с позором выгнаны. Вот тут-то и получилась моя трагедия. Все решили, что я врунья, рассказали всем в доме и я была опозорена. В дальнейшем мне нельзя было даже заикнуться в рассказе о чем-то случившемся на самом деле, как я сразу слышала:
- А-а, золотой ослик!
Долго это продолжалось, пожалуй до самого переезда в Петербург. Я стала считать, что опозорена на всю жизнь своей фантазией, понятой всеми, как вранье. Наша воспитательница в коммерческом училище как-то пришла в класс на перемене с девочкой и стала уличать ее во лжи. Говорила, что стыдно врать. Вот, - показывая на меня, сказала она, - Сусанна никогда не врет. Я страшно смутилась, вспомнив об ослике и сказала:
- Нет, бывает, что и вру.
Воспитательница и тут нашлась:
- Вот видишь, и тут она не смогла наврать.
Интересно, что такие мелкие эпизоды, даже сказанные слова - запомнились, а важные, такие как учеба - не помню. Дома у нас было интересней чем в школе. В Ревеле на улице Нарвской у нас было 5 или 6 комнат: гостиная, столовая, комната родителей, детская, комната Андрея, около кухни - людская. В гостиной был диван, около него на полу шкура медвежья с головой, большой рояль, трюмо, несколько кресел, цветы.
У нас в Ревеле жила бабушка, мамина мама, маленькая тихая старушка. За обедом обычно вся семья, 11 человек, сидела на дубовых стульях с высокими спинками. Когда кончали обед, бабушка говорила, обращаясь к отцу:
- Благодарствуйте, Иван Иванович
И ответ был всегда одинаковый:
- Ах, помилуйте Александра Никитична.

Меня удивляла такая форма благодарения.

Хочу рассказать об одном случае, как будто незначительном, но сыгравшем в моей жизни большую роль. Я любила в детстве лепить из глины разных зверей и очень любила рисовать, особенно лошадей. И выходило, как говорили, неплохо.

Однажды у нас были гости - дамы, которые сидели с мамой в гостиной и беседовали. Дамы попросили маму рассказать о ее детях. Мама начала с характеристики Андрея. Сказала, что он очень способный, даже талантливый - будущий ученый. О Кате сказала, что по способностям близка к Андрею, но болезненна. О Лидии сказала, что она умная, трудолюбивая, здоровая, что она сильна телом и духом и что за ее будущее она спокойна. Про Михаила и Ивана - не помню, слушала уже плохо т.к. скоро речь будет обо мне. Про Антониду сказала, что она способна, но худосочна, что ей надо окрепнуть и тогда все будет хорошо. Про меня сказала, что имеет склонность и способности к рисованию и лепке и в будущем сможет работать в промышленности в области рисунка. Когда я услышала мнение мамы о себе - я поняла: значит я способна только разрисовывать чашечки и горшочки! Все! Больше никогда не буду рисовать! Видимо, я воображала себя в будущем художником, а оказывается, я буду ремесленником. Много лет до студенческого периода я ничего не рисовала, кроме школьных учебных рисунков.

Вспомнила я еще об одном случае, который резко изменил привычное для того времени отношение нас, школьников, к церковным обрядам - исповеди и причастию.
Как-то Лида пришла от исповеди взбешенная. Не помню, что именно ее спрашивал священник, но что-то сильно ее обозлившее. Ей было тогда 14 лет, была она рослая и выглядела старше своих лет. Рассказ об этой исповеди подействовал на нас, остальных детей так, что не хотелось больше исповедоваться и мы больше в церковь не ходили.
Вообще говоря, когда вспоминаю процесс исповеди - он у меня не вызывал благочестивого настроения. Помню, после вопросов священника - слушаюсь ли я маму и папу? не лгу ли? не ворую ли из буфета сахар и конфеты? - я должна была встать на колени, он покрывал мне голову какой-то материей и произносил слова, снимавшие с меня все грехи. Мне было так смешно, что я еле сдерживалась.

Имея большую семью и ограниченные средства, мама, взяла несколько уроков у хорошего сапожника. Потом приобрела сапожный инвентарь и начала изготовлять обувь. Я с большим интересом наблюдала за имевшимися у мамы сапожными инструментами, материалами, колодками и за работой с этими инструментами: колодки разного размера, с металлической пластинкой, прибитой в месте подошвы, так как подошвы прибивались медными гвоздями; гвозди разных размеров; плоскогубцы; молотки для отбивания кожи; сапожные ножи с острым краем и с ручкой, обтянутой кожей; рашпили; гладилки; пистоны и прибор для зажима пистона в заготовках; кожа для верха и для подошв разных размеров и т.п. До выкраивания заготовки кожа отбивалась молотком для прочности. Мы участвовали в этой работе. Кожа становилась от этого гладкой и блестящей.
Я смотрела на разные операции по изготовлению обуви и мне это очень нравилось.

<< ВЕРЕ ВАСИЛЬЕВНЕ СМИРНОВОЙ 1941-1942Т.Раутиан: ДОМ у СИНЕГО МОРЯ>>

Добавить отзыв

Ваше имя:
Ваш email:
Ваш отзыв:
Введите число, изображенное на картинке:

Все отзывы

Последние отзывы:
Фотогалерея

(c) 2008-2012. Контактная информация